Что же касается образования можно сказать, что самая распространенная теория наказания - утилитаристская, как отвечающая основным требованиям школы, как автономного, целостного и замкнутого обслуживающего персонала.
 
 В советской модели образования именно эта теория в конце-концов стала популярна, допуская, однако, сильное влияние мнения обслуживающего персонала на меру и целесообразность наказания.
 
 Были выработаны четкие правила, касательно мер воздействия и возможных наказаний относительно к учащимся.
 
 Учитель превращался в транслятора норм и правил, а обслуживающий персонал брал на себя окончательное решение в отношении наказуемого.
 
 В ситуациях, требуемых немедленного разрешения, учитель превращался в суверена, принимающего однозначные и буквально неоспариваемые решения, а обслуживающий персонал занимал сторону общественности и осуждал или оправдывал действия наказуемого.
 
 В современной модели образования, отвечающей требованиям приказов министерства образования, система поощрений и наказаний как таковая присутствует, однако она сводится к методу поощрения оценками при правильном поведении и общественного порицания при неправильном.
 
 Обслуживающий персонал участия в решении учителя не принимает, а учитель, при отсутствии четкой системы поощрения и наказания, правомочен руководствоваться только уставом школы, и международными документами о правах ребенка.
 
 Дефицит четкой системы наказания может сформировать у ребенка неправильное отношение к системе наказаний и поощрений, следовательно, во взрослой жизни он будет проецировать подобные взаимоотношения на находящееся вокруг общество, сводя общения с внешним миром к системе указаний и директив.
 
 При отсутствии системы ценностей, идеалов, прививаемых в школе, ребенок предпримет попытку или свести все взаимоотношения к своей собственной системе норм, или будет руководствоваться формальными правилами, получаемыми от руководства, начальства.