Обычным для подросткового возраста есть проявления полисемантического (разнопланового) насильственного поведения, обусловленного следующими основными причинами:
 
 1. Фрустрация потребность в зависимости (молодой человек не получает удовольствие от семейного общения, его потребность исходя из близких людей блокирована), из-за этого формируется подозрительность, фасадная самостоятельность, недоверие к ближайшему окружению.
 
 Основные признаки: дистанционные отношения с родителями демонстративная самостоятельность; недисциплинированность; грубость; эмоциональная холодность; склонность испытывать терпение взрослых, восприятие насилия как естественного элемента межличностного общения.
 
 2. Усвоение семейных, насильственных и агрессивных моделей поведения.
 
 Основные признаки: физическое наказание в семье как типичное явление; родителям свойственны инертно-импульсивные характерологические черты (агрессивность, злобность, подозрительность, склонность командовать, выделить кто главный в семье, управлять и так далее) господства семейного авторитета силы; насильственное поведение ассоциируется с нормативной формой поведения.
 
 3. Реакция имитации.
 
 Основные признаки: повышенная комфортность; демонстративное проявление насилия; оценки насильственного поведения как симпатичного.
 
 4. Фрустрация реакции эмансипации.
 
 Основные признаки: частые ссоры насчет защиты собственной точки зрения; побег из дома.
 
 5. Когнитивные не адаптивные схемы (аффирмации).
 
 Основные признаки: подозрительность; тревожная мнительность, стремление преимущества.
 
 6. Искажение идеала.
 
 Основные признаки: расценивание агрессивного поведения как поступков "реальных представителей сильного пола", ее идентификация с мужеством откровенное пренебрежение всем "женственным" (эмоциональным, сентиментальным и так далее).
 
 7. "Школьный невроз".
 
 Основные признаки: повышенная утомляемость; вспыльчивость; раздражительность, нарушение или снижение аппетита.
 
 8. Манипулятивное поведение.